Hellride Образовательный: BMX трансмиссия. Шатуны
27 Октября 2017
Этим постом мы начинаем погружение в мир BMX трансмиссии. Текста вышло много, зато все по полкам.
Шатуны - это деталь передающая усилие от педалей и приводящая в движение ведущую звезду велосипеда. Шатуны подвергаются высокой механической нагрузке, необходимо, чтобы они были максимально жесткими и прочными.
Конструктив:
Одноэлементные - самый простой и на сегодняшний день уже устаревший вариант, который еще можно встретить лишь на очень дешевых или детских велосипедах. Вал и сами шатуны в такой конструкции представляют из себя Г-образную цельную арматуру из стали (за что получили название “кочерга”) с отверстиями под педали и резьбой под каретку.
Плюсы: Дешевые;
Минусы: Тяжелые; Менее надежные, чем аналоги.
Двухэлементные - относительно новый конструктив шатунов. Очень похож по сути на МТБ системы: один из шатунов составляет единое целое с валом(как правило, вал приварен), второй шатун крепится на этот вал, система стягивается одним болтом. Классический пример - Odyssey Thunderbolt.
Плюсы: Малый вес; Самая высокая жесткость; Высокая прочность;
Минусы: Большая цена; Для замены звезды нужно разбирать систему; При поломке одного из элементов нужно менять всю систему.
Двух с половиной элементные - концептуально близки к двухэлементным шатунам. Отличие заключается в том, что вал не вваривается в шатун, а просто в него упирается (т.е. вал извлекается). Система по-прежнему стягивается одним болтом. Пример - Eclat Onyx.
Плюсы: Малый вес; Высокая жесткость; При поломке вала или шатуна можно поменять только ее/его;
Минусы: Большая цена;
Трехэлементные - самый распространенный тип шатунов. Каждый шатун и вал являются отдельными элементами. Система стягивается двумя болтами по одному с каждой стороны соответственно. Шатун крепится к валу за счет шлицов и притягивается болтом, закручивающимся в вал. Опционально шатун может закрепляться на вал болтами (обычно встречается при малом количестве шлицов - от 4 до 8).
Плюсы: Дешевизна; Достаточная надежность;
Минусы: Теоретически меньшая жесткость, чем у 2 и 2.5 элементных шатунов; Больший вес, чем у 2 и 2.5 шатунов;
Шлицы - “насечки” на вале системы.
Чем больше шлицов, тем качественнее и надежнее получается крепление. Обычно, шлицов бывает 8, 16 или 48 (при этом, чем их больше, тем, как правило, дороже система), хотя бывают и исключения с квадратом (4 шлица) - например, Primo Powerbite первой серии.
Обращаем внимание, форма шлицов оси и форма посадочного места на шатуне имеют разную форму. На шатуне, как правило, треугольник в сечении, а на вале трапеция. Так крепление получается более надежным.
Размеры
Вне зависимости от типа конструкции, шатуны бывают разной длины и рассчитаны под разные валы.
Длина шатунов - длина от центра каретки до центра крепления педали. Обычно, длина BMX шатунов 170 или 175мм, но бывают варианты и короче (например, 165мм), и длиннее (180мм). Чем длиннее шатун, тем быстрее набирается скорость, но тем труднее поддерживать частоту вращения педалей. Обычно шатуны выбираются исходя из личных предпочтений катающегося, но иногда имеет смысл ориентироваться и на рост (высоким - длинные шатуны, низким - короткие).
В подавляющем большинстве случаев, райдеры не задумываясь покупают шатуны 175мм (самая распространенная длина) и горя не знают.
Размер вала - BMX шатуны делаются под оси различных диаметров. Стандартные значения - 19мм, 22мм, и набирающий популярность стандарт 24мм. Идея проста - чем толще вал, тем она прочнее, но вместе с тем и тяжелее. Также важно подбирать вал, соответствующий установленной каретке, иначе шатуны попросту будет невозможно поставить.
Материал изготовления
Hi-Ten Сталь - тяжелый и дешевый материал, встречается на самых бюджетных моделях шатунов;
Плюсы: Дешевизна;
Минусы: Вес (зачастую бюджетные стальные шатуны весят больше); Надежность (при одинаковой толщине с Cro-Mo, Hi-Ten сталь будет существенно более хрупкой); Подверженность коррозии;
Хромолибденовый сплав - самый популярный материал для изготовления шатунов. Сочетает в себе высокие прочностные характеристики и сравнительно небольшой вес, а в результате является стандартом “де факто” для BMX шатунов.
Плюсы: Высокая надежность;
Минусы: Меньший, чем у Hi-Ten вес; Дороговизна; Подверженность коррозии.
Алюминий - достаточно необычный для классических BMX шатунов вариант (при этом очень популярен в рейсинге), тем не менее, пользуется спросом у некоторых производителей (Primo Hollowbite, например). Интересно, что в отличии от многих других компонентов, в шатунах алюминий весит не меньше Cro-Mo стали. Это вызвано требованиями к большой жесткости и надежности шатунов, в результате чего, приходится использовать больше материала.
Плюсы: Не подвержены коррозии; Достаточно большая надежность;
Минусы: Обычно бОльшая цена;
Тип крепления звезды - в зависимости от того, как к шатунам крепится звезда, выделяют два типа шатунов:
Болтовое крепление - стандартный классический вариант, звезда крепится к шатуну одним болтом. Простое и дешевое решение. Сейчас появляется все больше моделей, к которым звезду можно крепить как с правой, так и с левой стороны.
Абсолютное большинство BMX шатунов с болтовым креплением совместимы со звездами 25t и больше. Но звезды 23t имеют отверстие под болт меньшего диаметра, которое располагается ближе к оси системы. С такими звездами совместимы далеко не все системы шатунов. Совместимость обычно указывается в описании детали.
Так же, отверстие для болта под маленькую звезду можно увидеть на фотографии системы в карточке товара. Оно располагается значительно ближе к валу системы и имеет малый диаметр
Плюсы: Дешевизна; Простота конструкции;
Минусы: Одна точка фиксации - большая возможность люфта; Некоторые райдеры жалуются на неравномерную передачу усилий с такой звездой (зоны провалов).
Безболтовое крепление (spline/socket drive) - тип крепления звезды к шатуну, при котором звезда крепится напрямую на вал, как правило, на 48 шлицевой в случае spline drive и 8ми шлицевой, в случае socket drive от Odyssey. Как правило, совместимость системы шатунов со spline/socket drive звездами указывается в описании на официальном сайте производителя. Шлицевая часть у систем spline drive ощутимо длиннее чем у болтовых систем
Плюсы: Большая жесткость конструкции; Меньший вес; Более минималистичный вид системы;
Минусы: Большая стоимость; Необходимы специальные звезды.
Сторона крепления звезды
В зависимости от возможности расположения звезды (справа, слева или и с той, и с другой стороны), отличаются и шатуны. Классическое и стандартное расположение звезды по умолчанию - справа. Однако, для райдеров которые гриндят на правой стороне байка и крутят випы против часовой стрелки, актуально расположение звезды слева. Сторона или стороны для установки звезды указываются в описании шатунов. ВАЖНО: не переворачивайте RHD шатуны на LHD сторону (и наоборот), а то у вас начнут выкручиваться педали.
Конструктив:
Одноэлементные - самый простой и на сегодняшний день уже устаревший вариант, который еще можно встретить лишь на очень дешевых или детских велосипедах. Вал и сами шатуны в такой конструкции представляют из себя Г-образную цельную арматуру из стали (за что получили название “кочерга”) с отверстиями под педали и резьбой под каретку.
Плюсы: Дешевые;
Минусы: Тяжелые; Менее надежные, чем аналоги.
Двухэлементные - относительно новый конструктив шатунов. Очень похож по сути на МТБ системы: один из шатунов составляет единое целое с валом(как правило, вал приварен), второй шатун крепится на этот вал, система стягивается одним болтом. Классический пример - Odyssey Thunderbolt.
Плюсы: Малый вес; Самая высокая жесткость; Высокая прочность;
Минусы: Большая цена; Для замены звезды нужно разбирать систему; При поломке одного из элементов нужно менять всю систему.
Двух с половиной элементные - концептуально близки к двухэлементным шатунам. Отличие заключается в том, что вал не вваривается в шатун, а просто в него упирается (т.е. вал извлекается). Система по-прежнему стягивается одним болтом. Пример - Eclat Onyx.
Плюсы: Малый вес; Высокая жесткость; При поломке вала или шатуна можно поменять только ее/его;
Минусы: Большая цена;
Трехэлементные - самый распространенный тип шатунов. Каждый шатун и вал являются отдельными элементами. Система стягивается двумя болтами по одному с каждой стороны соответственно. Шатун крепится к валу за счет шлицов и притягивается болтом, закручивающимся в вал. Опционально шатун может закрепляться на вал болтами (обычно встречается при малом количестве шлицов - от 4 до 8).
Плюсы: Дешевизна; Достаточная надежность;
Минусы: Теоретически меньшая жесткость, чем у 2 и 2.5 элементных шатунов; Больший вес, чем у 2 и 2.5 шатунов;
Шлицы - “насечки” на вале системы.
Чем больше шлицов, тем качественнее и надежнее получается крепление. Обычно, шлицов бывает 8, 16 или 48 (при этом, чем их больше, тем, как правило, дороже система), хотя бывают и исключения с квадратом (4 шлица) - например, Primo Powerbite первой серии.
Обращаем внимание, форма шлицов оси и форма посадочного места на шатуне имеют разную форму. На шатуне, как правило, треугольник в сечении, а на вале трапеция. Так крепление получается более надежным.
Размеры
Вне зависимости от типа конструкции, шатуны бывают разной длины и рассчитаны под разные валы.
Длина шатунов - длина от центра каретки до центра крепления педали. Обычно, длина BMX шатунов 170 или 175мм, но бывают варианты и короче (например, 165мм), и длиннее (180мм). Чем длиннее шатун, тем быстрее набирается скорость, но тем труднее поддерживать частоту вращения педалей. Обычно шатуны выбираются исходя из личных предпочтений катающегося, но иногда имеет смысл ориентироваться и на рост (высоким - длинные шатуны, низким - короткие).
В подавляющем большинстве случаев, райдеры не задумываясь покупают шатуны 175мм (самая распространенная длина) и горя не знают.
Размер вала - BMX шатуны делаются под оси различных диаметров. Стандартные значения - 19мм, 22мм, и набирающий популярность стандарт 24мм. Идея проста - чем толще вал, тем она прочнее, но вместе с тем и тяжелее. Также важно подбирать вал, соответствующий установленной каретке, иначе шатуны попросту будет невозможно поставить.
Материал изготовления
Hi-Ten Сталь - тяжелый и дешевый материал, встречается на самых бюджетных моделях шатунов;
Плюсы: Дешевизна;
Минусы: Вес (зачастую бюджетные стальные шатуны весят больше); Надежность (при одинаковой толщине с Cro-Mo, Hi-Ten сталь будет существенно более хрупкой); Подверженность коррозии;
Хромолибденовый сплав - самый популярный материал для изготовления шатунов. Сочетает в себе высокие прочностные характеристики и сравнительно небольшой вес, а в результате является стандартом “де факто” для BMX шатунов.
Плюсы: Высокая надежность;
Минусы: Меньший, чем у Hi-Ten вес; Дороговизна; Подверженность коррозии.
Алюминий - достаточно необычный для классических BMX шатунов вариант (при этом очень популярен в рейсинге), тем не менее, пользуется спросом у некоторых производителей (Primo Hollowbite, например). Интересно, что в отличии от многих других компонентов, в шатунах алюминий весит не меньше Cro-Mo стали. Это вызвано требованиями к большой жесткости и надежности шатунов, в результате чего, приходится использовать больше материала.
Плюсы: Не подвержены коррозии; Достаточно большая надежность;
Минусы: Обычно бОльшая цена;
Тип крепления звезды - в зависимости от того, как к шатунам крепится звезда, выделяют два типа шатунов:
Болтовое крепление - стандартный классический вариант, звезда крепится к шатуну одним болтом. Простое и дешевое решение. Сейчас появляется все больше моделей, к которым звезду можно крепить как с правой, так и с левой стороны.
Абсолютное большинство BMX шатунов с болтовым креплением совместимы со звездами 25t и больше. Но звезды 23t имеют отверстие под болт меньшего диаметра, которое располагается ближе к оси системы. С такими звездами совместимы далеко не все системы шатунов. Совместимость обычно указывается в описании детали.
Так же, отверстие для болта под маленькую звезду можно увидеть на фотографии системы в карточке товара. Оно располагается значительно ближе к валу системы и имеет малый диаметр
Плюсы: Дешевизна; Простота конструкции;
Минусы: Одна точка фиксации - большая возможность люфта; Некоторые райдеры жалуются на неравномерную передачу усилий с такой звездой (зоны провалов).
Безболтовое крепление (spline/socket drive) - тип крепления звезды к шатуну, при котором звезда крепится напрямую на вал, как правило, на 48 шлицевой в случае spline drive и 8ми шлицевой, в случае socket drive от Odyssey. Как правило, совместимость системы шатунов со spline/socket drive звездами указывается в описании на официальном сайте производителя. Шлицевая часть у систем spline drive ощутимо длиннее чем у болтовых систем
Плюсы: Большая жесткость конструкции; Меньший вес; Более минималистичный вид системы;
Минусы: Большая стоимость; Необходимы специальные звезды.
Сторона крепления звезды
В зависимости от возможности расположения звезды (справа, слева или и с той, и с другой стороны), отличаются и шатуны. Классическое и стандартное расположение звезды по умолчанию - справа. Однако, для райдеров которые гриндят на правой стороне байка и крутят випы против часовой стрелки, актуально расположение звезды слева. Сторона или стороны для установки звезды указываются в описании шатунов. ВАЖНО: не переворачивайте RHD шатуны на LHD сторону (и наоборот), а то у вас начнут выкручиваться педали.