Hellride Образовательный: BMX Трансмиссия: Звезды и Цепи
10 Ноября 2017
Продолжаем знакомить с BMX Трансмиссией. Переходим к ведущим звездам и цепям.
Ведущая звезда отвечает за передачу усилия от шатунов на цепь, а оттуда на колесо. Выбор звезды зависит от вкусовых предпочтений райдера и стиля езды - чем жестче катание, тем толще и массивнее звезда. Рассмотрим отличия BMX звезд:
Размер - определяется количеством зубьев звезды и обозначается буквой “t” на конце (от слова “tooth”). Отношение размера передней звезды к задней (передаточное число) влияет на то, сколько комфортно райдеру будет перемещаться на BMX. Чем соотношение выше, тем труднее разгоняться, но выше максимальная скорость и наоборот. Поэтому на рейсовых BMX ставят здоровые передние звезды.
Несмотря на индивидуальность предпочтений райдеров, существует своего рода “золотой стандарт” соотношения размеров звезд равный 2.75. Обычные сочетания звезд (перед/зад): 23/8, 25/9, 28/10, 30/11, 33/12, 36/13, 39/14 и на совсем старых байках - 44/16. Сегодня 25/9 - самый популярный стандарт из-за оптимального соотношения цена/качество/вес.
К размеру звезды относится и размер оси, на которую звезда устанавливается - 19, 22 и 24 мм. Чаще всего, звезды поставляются в комплекте с переходниками под меньшие размеры осей.
Материал - BMX звезды, обычно, изготавливаются из алюминия, реже из стали.
Алюминий - выгодный с точки зрения соотношения вес/прочность материал для звезд.
Плюсы: Меньший вес; Большая толщина;
Минусы: Большая стоимость.
Сталь, как правило, используется в бюджетных звездах из-за большего веса. При этом, стальные звезды из соображений экономии веса обычно делают тоньше, чем алюминиевые, что нивелирует изначально бОльшую прочность стали.
Плюсы: Простота изготовления => дешевизна;
Минусы: Большой вес.
Тип крепления - как и шатуны, звезды делятся на звезды с болтовым креплением и spline/socket drive звезды
Болтовое крепление - классический вариант, когда звезда крепится одним болтом к шатуну. У звезд от 25t - стандартное отверстие под болт системы, у звезд 23t - отверстие меньшего диаметра, расположенное ближе к оси. Шатунам для маленьких (23t) звезд требуется соответствующее дополнительное резьбовое отверстие.
Плюсы: Дешевый вариант; Простота установки;
Минусы: Меньшая жесткость конструкции; Большая вероятность возникновения люфта;
Spline/socket drive - звезда крепится на ось шатунов за счет шлицов.
Плюсы: Большая жесткость конструкции; поддержка звезд малого размера; Минималистичный вид;
Минусы: Стоимость spline drive звезд обычно больше; Необходимы spline drive шатуны; Сложнее поставить звезду (нужна смазка и, зачастую, большое усилие;
Фрезеровка - чаще всего звезды делаются из алюминия и на выбор той или иной модели влияет внешний вид и прочностные характеристики. За них и отвечает фрезеровка. Благодаря фрезерованию алюминия, звезды выглядят интереснее (различные узоры, фигуры и даже нецензурные слова), а весят меньше. При этом важно помнить, что чем больше вырезано из звезды, тем менее прочной она становится. Поэтому особенно“кружевные” звезды лучше подходят техничным парковым райдерам, а для жесткого стрита лучше брать более монолитные варианты.
Башгард - некоторые звезды поддерживают установку защиты зубьев и цепи - башгардов (или просто гардов). Такая защита предохраняет цепь и звезды во время гриндов, спрокет столлов и просто от случайных повреждений. Как правило, башгарды устанавливают самые злые райдеры, которые очень много гриндят. Выделяют два типа башгардов:
C креплением на звезду - башгард крепится болтами к специальной резьбе на звезде/шатуне. Как правило, защищает звезду с одной из сторон (например, звезда Shadow Sabotage);
Монолитный гард со звездой - гард и звезда составляют единую цельную конструкцию, которая защищает звезду со всех сторон, вне зависимости от положения (Eclat Vent Guard Sprocket, например).
От звезд перейдем к цепям.
Цепь - элемент служащий для передачи усилия с ведущей звезды на заднее колесо.
Состоит из звеньев, соединяемых пинами. Хоть это и расходник, выбор цепи все равно ответственное дело. От него зависит доедете ли вы до спота на байке или вместо этого будете добираться пешком до мастерской.
Тип цепи - первое, чем отличаются BMX цепи даже невооруженным глазом - это конструктивное исполнение:
Классическая цепь - состоит из больших и малых звеньев, вставленных друг в друга.
Плюсы: Обычно, более дешевые;
Минусы: Для укорачивания цепи требуется убирать два звена, что зачастую неприемлемо в BMX;
Хафлинк цепь - все звенья цепи одинаковы по форме и представляют из себя расширяющуюся от начала к концу конструкцию.
Плюсы: Позволяет более точно позиционировать колесо;
Минусы: Обычно, более дорогие;
Вес цепи - в зависимости от технологий, разные цепи весят по разному. Один из способов облегчить цепь - использование полых пинов. Также меньшего веса добиваются с помощью более тонких стенок звеньев, что негативно сказывается на общей прочности цепи. Так что важно соблюдать баланс между весом и надежностью.
Ширина цепи - подавляющее большинство BMX цепей ⅛” шириной. Исключение - цепи для рейсинга. Там в ходу более тонкие, аналогичные МТБ, цепи 3/32” и соответствующие им тонкие звезды. Еще существуют экстра-толстые 3/16” цепи, которые из-за большого веса и ограничений по совместимости с драйверами и звездами не получили широкого распространения.
Прочность цепи - более высокой прочности цепей достигают несколькими способами:
Большая толщина звеньев - самый простой, но самый тяжелый (по весу) способ;
Закаливание и обработка цепи - практически не влияет на массу, но влияет на стоимость. Достигается термической или химической обработкой.
Специальная форма звеньев/пинов - некоторые производители делают нестандартные решения. Например, уменьшают высоту звена, увеличивая его ширину (Odyssey Key) или создают сверхзащищенные конструкции за счет необычных форм звеньев как у KMC KK710 Kool Knight.
Цвет - у многих BMX цепей яркие цвета, что дополнительно выделяет байк. Важно как нанесен цвет - в случае дешевой покраски на дешевых цепях, покрытие может довольно быстро слезть и цепь потеряет всякую привлекательность, в отличии от химической обработки более дорогих моделей.
Если у вас возникли идеи или вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@hellride.ru
Размер - определяется количеством зубьев звезды и обозначается буквой “t” на конце (от слова “tooth”). Отношение размера передней звезды к задней (передаточное число) влияет на то, сколько комфортно райдеру будет перемещаться на BMX. Чем соотношение выше, тем труднее разгоняться, но выше максимальная скорость и наоборот. Поэтому на рейсовых BMX ставят здоровые передние звезды.
Несмотря на индивидуальность предпочтений райдеров, существует своего рода “золотой стандарт” соотношения размеров звезд равный 2.75. Обычные сочетания звезд (перед/зад): 23/8, 25/9, 28/10, 30/11, 33/12, 36/13, 39/14 и на совсем старых байках - 44/16. Сегодня 25/9 - самый популярный стандарт из-за оптимального соотношения цена/качество/вес.
К размеру звезды относится и размер оси, на которую звезда устанавливается - 19, 22 и 24 мм. Чаще всего, звезды поставляются в комплекте с переходниками под меньшие размеры осей.
Материал - BMX звезды, обычно, изготавливаются из алюминия, реже из стали.
Алюминий - выгодный с точки зрения соотношения вес/прочность материал для звезд.
Плюсы: Меньший вес; Большая толщина;
Минусы: Большая стоимость.
Сталь, как правило, используется в бюджетных звездах из-за большего веса. При этом, стальные звезды из соображений экономии веса обычно делают тоньше, чем алюминиевые, что нивелирует изначально бОльшую прочность стали.
Плюсы: Простота изготовления => дешевизна;
Минусы: Большой вес.
Тип крепления - как и шатуны, звезды делятся на звезды с болтовым креплением и spline/socket drive звезды
Болтовое крепление - классический вариант, когда звезда крепится одним болтом к шатуну. У звезд от 25t - стандартное отверстие под болт системы, у звезд 23t - отверстие меньшего диаметра, расположенное ближе к оси. Шатунам для маленьких (23t) звезд требуется соответствующее дополнительное резьбовое отверстие.
Плюсы: Дешевый вариант; Простота установки;
Минусы: Меньшая жесткость конструкции; Большая вероятность возникновения люфта;
Spline/socket drive - звезда крепится на ось шатунов за счет шлицов.
Плюсы: Большая жесткость конструкции; поддержка звезд малого размера; Минималистичный вид;
Минусы: Стоимость spline drive звезд обычно больше; Необходимы spline drive шатуны; Сложнее поставить звезду (нужна смазка и, зачастую, большое усилие;
Фрезеровка - чаще всего звезды делаются из алюминия и на выбор той или иной модели влияет внешний вид и прочностные характеристики. За них и отвечает фрезеровка. Благодаря фрезерованию алюминия, звезды выглядят интереснее (различные узоры, фигуры и даже нецензурные слова), а весят меньше. При этом важно помнить, что чем больше вырезано из звезды, тем менее прочной она становится. Поэтому особенно“кружевные” звезды лучше подходят техничным парковым райдерам, а для жесткого стрита лучше брать более монолитные варианты.
Башгард - некоторые звезды поддерживают установку защиты зубьев и цепи - башгардов (или просто гардов). Такая защита предохраняет цепь и звезды во время гриндов, спрокет столлов и просто от случайных повреждений. Как правило, башгарды устанавливают самые злые райдеры, которые очень много гриндят. Выделяют два типа башгардов:
C креплением на звезду - башгард крепится болтами к специальной резьбе на звезде/шатуне. Как правило, защищает звезду с одной из сторон (например, звезда Shadow Sabotage);
Монолитный гард со звездой - гард и звезда составляют единую цельную конструкцию, которая защищает звезду со всех сторон, вне зависимости от положения (Eclat Vent Guard Sprocket, например).
От звезд перейдем к цепям.
Цепь - элемент служащий для передачи усилия с ведущей звезды на заднее колесо.
Состоит из звеньев, соединяемых пинами. Хоть это и расходник, выбор цепи все равно ответственное дело. От него зависит доедете ли вы до спота на байке или вместо этого будете добираться пешком до мастерской.
Тип цепи - первое, чем отличаются BMX цепи даже невооруженным глазом - это конструктивное исполнение:
Классическая цепь - состоит из больших и малых звеньев, вставленных друг в друга.
Плюсы: Обычно, более дешевые;
Минусы: Для укорачивания цепи требуется убирать два звена, что зачастую неприемлемо в BMX;
Хафлинк цепь - все звенья цепи одинаковы по форме и представляют из себя расширяющуюся от начала к концу конструкцию.
Плюсы: Позволяет более точно позиционировать колесо;
Минусы: Обычно, более дорогие;
Вес цепи - в зависимости от технологий, разные цепи весят по разному. Один из способов облегчить цепь - использование полых пинов. Также меньшего веса добиваются с помощью более тонких стенок звеньев, что негативно сказывается на общей прочности цепи. Так что важно соблюдать баланс между весом и надежностью.
Ширина цепи - подавляющее большинство BMX цепей ⅛” шириной. Исключение - цепи для рейсинга. Там в ходу более тонкие, аналогичные МТБ, цепи 3/32” и соответствующие им тонкие звезды. Еще существуют экстра-толстые 3/16” цепи, которые из-за большого веса и ограничений по совместимости с драйверами и звездами не получили широкого распространения.
Прочность цепи - более высокой прочности цепей достигают несколькими способами:
Большая толщина звеньев - самый простой, но самый тяжелый (по весу) способ;
Закаливание и обработка цепи - практически не влияет на массу, но влияет на стоимость. Достигается термической или химической обработкой.
Специальная форма звеньев/пинов - некоторые производители делают нестандартные решения. Например, уменьшают высоту звена, увеличивая его ширину (Odyssey Key) или создают сверхзащищенные конструкции за счет необычных форм звеньев как у KMC KK710 Kool Knight.
Цвет - у многих BMX цепей яркие цвета, что дополнительно выделяет байк. Важно как нанесен цвет - в случае дешевой покраски на дешевых цепях, покрытие может довольно быстро слезть и цепь потеряет всякую привлекательность, в отличии от химической обработки более дорогих моделей.
Если у вас возникли идеи или вопросы, пожалуйста, свяжитесь с нами по почте info@hellride.ru