Hellride Образовательный: Материалы и стандарты BMX рам
30 Июня 2017
Изучаем материалы и способы изготовления, стандарты кареточных узлов и рулевых стаканов.
Материал изготовления
Все без исключения фристайловые BMX рамы делаются из стали (ситуация отлична для рейсинговых BMX - там в ходу алюминий и углеволокно, в виду меньших ударных нагрузок, но больших требований к жесткости). В BMX рамах используют два сплава стали:• Hi-Ten сталь - тяжелый и дешевый сплав, встречается на самых бюджетных моделях;
• Cro-Mo сталь (часто называется в народе “хромоль”) - хромомолибденовый сплав стали, отличается высокой прочностью по сравнению с Hi-Ten
• Комбинированные материалы - на некоторых бюджетных комплитах применяют одновременно и Hi-Ten сталь для удешевления, и Cro-Mo для облегчения и/или придания большей прочности. Как правило, в таких случаях, из хромоля изготавливается какая-либо из частей переднего треугольника.
Не смотря на прочностные преимущества Cro-Mo стали перед Hi-Ten, конечные характеристики рам сильно зависят от толщины и формы труб, термообработки, наличия косынок и т.д. Поэтому далеко не все стальные рамы так легко сломать, как это принято считать.
Из двух с лишним сотен проданных велосипедов Code со стальной рамой за последние два года не было ни одного гарантийного обращения. Так что новичкам вовсе не обязательно копить на раму Cro-Mo, если бюджета хватает только на Hi-Ten.
Технологичность
При изготовлении хромомолибденовых рам, в целях увеличения прочности и уменьшения веса, применяют различного рода технологические ухищрения. Обычно, о применяемых при производстве рамы технологиях производитель пишет в карточке товара на своем официальном сайте. Важно понимать, что наличие той или иной технологии производства далеко не всегда однозначно говорит о преимуществах готовой рамы, так что выбирать раму исходя только из заявленных производителем технологий изготовления не стоит.Баттинг - применение труб с переменной толщиной стенки, которое позволяет снизить вес трубы без значительного снижения ее прочности. Баттированные трубы обычно имеют минимальную толщину стенки в средней части и максимальную в узлах. Кратность баттинга показывает сколько раз меняется толщина трубы в одной детали (пример, “двойной баттинг нижней трубы”);
Баттинг осуществляется за счет протягивания трубы через отверстие штампа, где внутренним стопором регулируется толщина стенки трубы. Наличие и кратность баттинга (количество мест, где меняется толщина) обычно указывается в описании рамы.
С помощью баттинга производитель может сделать раму легче, либо наоборот прочнее, взяв заведомо трубу бОльшего диаметра и толщины.
Термообработка - Процесс изменения структуры металла при нагревании и последующем охлаждении с определенной скоростью. Применяется для улучшения механических свойств рамы, снятия напряжений после сварки — раму становится труднее погнуть/сломать. Наличие/отсутствие и вид термообработки обычно указывается в описании.
Конические трубы (tapered) - такие трубы меняют свой диаметр на протяжении длины. Это позволяет с одной стороны, снизить вес, с другой стороны добавить прочность в узлах, которые того требуют. Наиболее часто используются в заднем треугольнике.
Овальные трубы - такие трубы имеют овал в сечении, и, как правило, используются на нижних трубах и нижних перьях. Овал в сечении позволяет сделать трубу "прочнее" в плоскости приложения нагрузки во время катания. Помимо овальных труб, есть и другие варианты нестандартных сечений, призванных уменьшить вероятность получить вмятину от удара. Пример - трубы у “Wave” рам фирмы Sunday.
Накладки (gussets, они же косынки) - дополнительный слой материала в наиболее нагруженных местах. Как правило, накладки укрепляют места стыков нижней и верхней труб со стаканом. Некоторые производители используют вместо внешних накладок сильный баттинг (т.н. integrated gussets) - большое увеличение толщины стенок труб вблизи стакана обеспечивает очень прочное соединение.
Литье (investment cast) - на многих рамах используются литые детали (чаще всего дропауты, реже рулевые стаканы). Литые фрагменты рамы крепятся к остальным трубам за счет внутренних швов. Основное преимущество использования литых деталей - возможность перемещения шва с уязвимого места в менее подверженное нагрузкам.
Фрезеровка (CNC machining) - использование станка ЧПУ позволяет удалять лишние материалы в неподверженных нагрузкам местах рамы, экономя тем самым вес, и позволяя создавать интересные дизайны (логотипы многих компаний выфрезерованны на рамах или перемычках перьев).
Важно понимать, что наличие всех этих технологий в производстве какой-то рамы вовсе не говорит о том, что она будет супер лёгкой и одновременно неубиваемой. При выборе рамы стоит читать не только описание от производителя, но и поискать отзывы владельцев.
Дропауты
Дропауты - это место в котором крепится втулка велосипеда. Абсолютное большинство дропаутов современных BMX рам имеют параметры 110х14мм, где 110мм - это расстояние между дропаутами = ширина втулки, а 14мм - это размер паза, в который входит ось втулки.Также стоят упоминания дропауты со встроенными натяжителями цепи - многие производители рам встраивают в дропауты натяжители для более удобного позиционирования заднего колеса, облегчая тем самым точечную настройку положения колеса и натяга цепи.
Возможность установки тормозов
Следующая характеристика, по которой различают рамы - возможность установки тормозов. Соответственно, выделяют рамы:• С креплениями - самый простой вариант, встречается на бюджетных рамах и комплитах - на раме приварены ушки и крепления для тормозов.
• Без креплений - в соответствии с названием, никаких креплений на раме не предусмотрено. Как правило, это или про-модели рам или рамы на топовых комплитах.
• Со съемными креплениями - самый распространенный вариант, позволяет по желанию снимать и ставить крепления, сочетая в себе оба вышеописанных варианта.
Тип кареточного стакана
В соответствии с поддерживаемым типом кареток, выделяют и разные стандарты кареточных узлов рам под эти каретки:American (USA, “американка”) - самый старый изживающий себя тип кареточного узла. На нормальных современных BMX рамах практически не встречается. Посадочный диаметр для чашек каретки в раме составляет 51мм, что на выходе дает очень большой вес узла, без каких-либо преимуществ.
Mid - наиболее ходовой на сегодня вариант. Используются такие же по размеру подшипники, что и в American каретке, однако проставочные чашки для установки отсутствуют - подшипники впрессовываются сразу в раму. Такая конфигурация позволяет сэкономить в весе и не потерять в прочности. Посадочный диаметр кареточного узла под подшипники каретки составляет 41мм.
Spanish (испанская) - разработанный компанией FlyBikes стандарт кареток, который начал затем внедряться и на другие велосипеды. Если грубо - то Spanish - это уменьшенная Mid каретка. Посадочный диаметр составляет 37 мм. Подшипники впрессовываются в раму.
Euro (евро) - обычно используется в рейсинговых, иногда во флетовых BMX. Представляет из себя вкручивающиеся в раму чашки с подшипниками. На посадочное место в раме нанесена резьба. Такой тип кареток часто используется в МТБ. В BMX же, в виду небольшого размера подшипников, широкого распространения не получил.
Тип рулевой колонки
В BMX существует два типа рулевых в зависимости от которых меняется и конфигурация рулевого стакана рамы:EC (External Cup): рулевая с выносными подшипниками - стакан “прямой”;
В раму вбивается чашка рулевой, подшипники по диаметру больше стакана рамы. Встречается на недорогих комплитах. Рулевые весят много. При использовании насыпных подшипников в рулевой, нельзя установить вилку с интегрированным нижним кольцом
IS (Integrated): интегрированная рулевая - стакан рамы имеет посадочные места для подшипников рулевой. Подшипники рулевой вставляются сразу в раму, без промежуточных чашек. Не требуется вбивать чашки в раму, так как подшипники вставляются в нее напрямую. Такие рулевые совместимы со всеми типами вилок.
Сейчас, на большинстве рам встречается стаканы именно под интегрированную рулевую колонку.
А вот и сами рамы.
Спасибо!