Hellride Образовательный: Откуда взялся даунхилл
9 Июня 2017
Сжато пересказываем историю возникновения скоростного спуска и схожих дисциплин экстремального велосипедного спорта.
К дисциплинам, о зарождении которых пойдет речь ниже, относятся все виды экстремального катания, связанные со скоростной ездой по сложной сильно пересеченной местности. Самые известные из таких, на данный момент, это даунхилл, фрирайд, эндуро, оллмаунтин и трейл.
Спустя почти сотню лет с момента изобретения велосипеда, а именно в 70’х годах 20’го века катание на велосипеде начало приобретать экстремальный оттенок.
В те времена наибольшее распространение и популярность имели дорожные велосипеды, однако, группа велосипедистов из Северной Каллифорнии, США, придумала себе новое хобби. Это были гонки с горы по бездорожью, которые назывались klunking и которые стали прародителем даунхилла (скоростной спуск). Для этих целей применялись круизёры Schwinn Excelsior. В отличии от дорожных велосипедов, круизёры имели широкие покрышки, высокий руль и сравнительно низкую раму, и были удобнее для агрессивного катания, лучше выдерживали нагрузки. Правда, эти велосипеды имели одну скорость и плохо преодолевали подъемы.
В 1974 году на соревнования по циклокроссу в Марине, Сан-Франциско, США, заявились трое неизвестных на тяжелых старых велосипедах круизёрах с шоссейными переключателями и барабанными тормозами. На соревнования их не допустили и с тех пор о них ничего не было известно, но уже через год, т.е. в 1975 году вдохновленный их велосипедами Gary Fisher (ныне крупный производитель велосипедов) собрал пятискоростной круизер Schwinn. Его способность преодолевать подъемы убедила остальных в необходимости иметь на экстремальном байке несколько скоростей. Так катание на круизерах перестало ограничиваться одним лишь даунхиллом. Вскоре Фишер добавил передний переключатель скоростей, а также передний и задний барабанные тормоза для лучшего торможения. Со временем популяризация экстремального катания заставила малых, а потом и крупных производителей выпускать соответствующие велосипеды.
Амортизационные вилки, зарекомендовав себя на кроссовых мотоциклах, массово на велосипедах появились лишь в 90х годах. Воздушно-масляная вилка Rock Shox, сконструированная Paul’ом Turner’ом, стала настоящей сенсацией.
Doug Bradbury, создатель легендарных рам Manitou 80-х годов, решил, что такая вилка должна быть простой, легкой. Вместо сложных воздушных пружин и масляных демпферов от Пола Тернера, он выбрал эластомеры, которые использовались в скейтборде еще в 70-х. Эти материалы обладали естественной способностью к демпфированию, что делало их подходящими для создания дешевых и простых в обслуживании вилок. Так появились пружинно-эластомерные вилки.
Когда Ned Overend выиграл чемпионат мира по кросс-кантри с вилкой Rock Shox, а Greg Herbold, также на Rock Shox, одержал победу в даунхилле, ригидные байки (без амортизаторов) начали исчезать с экстремальных гоночных трасс.
Задняя подвеска на велосипедах начала появляться примерно в это же время (в начале 90х) хотя прототип двухподвеса впервые был представлен на выставке Interbike в 1986 году. Первые системы задних подвесок имели малый ход (менее 100мм), были очень сложные, тяжелые, громоздкие и ненадежные. Однако, они давали преимущества при скоростной езде по бездорожью, и со временем технологии совершенствовались, появились надежные и легкие системы подвесок.
С эволюцией велосипедов, эволюционировали и дисциплины экстремального гоночного катания. Даунхилл стал исключительно соревновательной дисциплиной, даунхильные трассы стали сложнее и получили больше прыжковых элементов, а велосипеды для DH (Downhill) получили длинноходную переднюю и заднюю подвеску (порядка 200мм) и более агрессивную (заваленную для езды вниз) геометрию. В наше время по даунхиллу проводится множество соревнований от локальных междусобойчиков, до Чемпионатов и Кубков мира.
В конце 90х - начале 2000х сформировалось такое понятие как фрирайд. Тогда в Юте, США парни на длинноходных двухподвесах занимались тем, что искали естественные дропы и прыгали их. Самыми известными представителями такого вида экстремального катания были Josh Bender и Kris “Krispy” Baughman.
Когда речь заходила о больших естественных дропах, зачастую углы их приземлений не могли в достаточной степени минимизировать силу удара. Первое время эту проблему пытались решить за счет увеличения хода подвески. Так один из велосипедов Josh’а Bender’а Karpiel Apocalypse имел заднюю подвеску с двумя амортизаторами общим ходом 300мм и вилку Marzocchi Super Monster с ходом 300мм или Avalanche с ходом 400мм.
Однако, как выяснилось, на действительно больших дропах (от 8 метров и выше) даже большой ход подвески не всегда справлялся с ударами от приземлений, и со временем, фигуры для фрирайдного катания стали приобретать рукотворное происхождение, дабы углы приземлений соответствовали траекториям полета. Велосипеды для фрирайда стали напоминать даунхильные велосипеды.
В наше время ярчайшим проявлением современного фрирайда с рукотворными фигурами можно считать соревнования Red Bull Rampage. Кроме того, одним из отголосков фрирайда стало так называемое парковое катание (катание в специально построенных байкпарках, трассы которых носят самый разнообразный характер и могут имитировать даунхильные трассы или же состоять из одних только биг-эйров и дропов).
Так же, из даунхилла и фрирайда, их вариаций и ответвлений выросли новые дисциплины, такие как эндуро, оллмаунтин и трейл.
P.S. Если вы дочитали до этого места и статья вам понравилась, поддержите ее лайком, а лучше репостом. Так мы будем знать, что старались не зря.
Спасибо!
Спустя почти сотню лет с момента изобретения велосипеда, а именно в 70’х годах 20’го века катание на велосипеде начало приобретать экстремальный оттенок.
В те времена наибольшее распространение и популярность имели дорожные велосипеды, однако, группа велосипедистов из Северной Каллифорнии, США, придумала себе новое хобби. Это были гонки с горы по бездорожью, которые назывались klunking и которые стали прародителем даунхилла (скоростной спуск). Для этих целей применялись круизёры Schwinn Excelsior. В отличии от дорожных велосипедов, круизёры имели широкие покрышки, высокий руль и сравнительно низкую раму, и были удобнее для агрессивного катания, лучше выдерживали нагрузки. Правда, эти велосипеды имели одну скорость и плохо преодолевали подъемы.
В 1974 году на соревнования по циклокроссу в Марине, Сан-Франциско, США, заявились трое неизвестных на тяжелых старых велосипедах круизёрах с шоссейными переключателями и барабанными тормозами. На соревнования их не допустили и с тех пор о них ничего не было известно, но уже через год, т.е. в 1975 году вдохновленный их велосипедами Gary Fisher (ныне крупный производитель велосипедов) собрал пятискоростной круизер Schwinn. Его способность преодолевать подъемы убедила остальных в необходимости иметь на экстремальном байке несколько скоростей. Так катание на круизерах перестало ограничиваться одним лишь даунхиллом. Вскоре Фишер добавил передний переключатель скоростей, а также передний и задний барабанные тормоза для лучшего торможения. Со временем популяризация экстремального катания заставила малых, а потом и крупных производителей выпускать соответствующие велосипеды.
Амортизационные вилки, зарекомендовав себя на кроссовых мотоциклах, массово на велосипедах появились лишь в 90х годах. Воздушно-масляная вилка Rock Shox, сконструированная Paul’ом Turner’ом, стала настоящей сенсацией.
Doug Bradbury, создатель легендарных рам Manitou 80-х годов, решил, что такая вилка должна быть простой, легкой. Вместо сложных воздушных пружин и масляных демпферов от Пола Тернера, он выбрал эластомеры, которые использовались в скейтборде еще в 70-х. Эти материалы обладали естественной способностью к демпфированию, что делало их подходящими для создания дешевых и простых в обслуживании вилок. Так появились пружинно-эластомерные вилки.
Когда Ned Overend выиграл чемпионат мира по кросс-кантри с вилкой Rock Shox, а Greg Herbold, также на Rock Shox, одержал победу в даунхилле, ригидные байки (без амортизаторов) начали исчезать с экстремальных гоночных трасс.
Задняя подвеска на велосипедах начала появляться примерно в это же время (в начале 90х) хотя прототип двухподвеса впервые был представлен на выставке Interbike в 1986 году. Первые системы задних подвесок имели малый ход (менее 100мм), были очень сложные, тяжелые, громоздкие и ненадежные. Однако, они давали преимущества при скоростной езде по бездорожью, и со временем технологии совершенствовались, появились надежные и легкие системы подвесок.
С эволюцией велосипедов, эволюционировали и дисциплины экстремального гоночного катания. Даунхилл стал исключительно соревновательной дисциплиной, даунхильные трассы стали сложнее и получили больше прыжковых элементов, а велосипеды для DH (Downhill) получили длинноходную переднюю и заднюю подвеску (порядка 200мм) и более агрессивную (заваленную для езды вниз) геометрию. В наше время по даунхиллу проводится множество соревнований от локальных междусобойчиков, до Чемпионатов и Кубков мира.
В конце 90х - начале 2000х сформировалось такое понятие как фрирайд. Тогда в Юте, США парни на длинноходных двухподвесах занимались тем, что искали естественные дропы и прыгали их. Самыми известными представителями такого вида экстремального катания были Josh Bender и Kris “Krispy” Baughman.
Когда речь заходила о больших естественных дропах, зачастую углы их приземлений не могли в достаточной степени минимизировать силу удара. Первое время эту проблему пытались решить за счет увеличения хода подвески. Так один из велосипедов Josh’а Bender’а Karpiel Apocalypse имел заднюю подвеску с двумя амортизаторами общим ходом 300мм и вилку Marzocchi Super Monster с ходом 300мм или Avalanche с ходом 400мм.
Однако, как выяснилось, на действительно больших дропах (от 8 метров и выше) даже большой ход подвески не всегда справлялся с ударами от приземлений, и со временем, фигуры для фрирайдного катания стали приобретать рукотворное происхождение, дабы углы приземлений соответствовали траекториям полета. Велосипеды для фрирайда стали напоминать даунхильные велосипеды.
В наше время ярчайшим проявлением современного фрирайда с рукотворными фигурами можно считать соревнования Red Bull Rampage. Кроме того, одним из отголосков фрирайда стало так называемое парковое катание (катание в специально построенных байкпарках, трассы которых носят самый разнообразный характер и могут имитировать даунхильные трассы или же состоять из одних только биг-эйров и дропов).
Так же, из даунхилла и фрирайда, их вариаций и ответвлений выросли новые дисциплины, такие как эндуро, оллмаунтин и трейл.
P.S. Если вы дочитали до этого места и статья вам понравилась, поддержите ее лайком, а лучше репостом. Так мы будем знать, что старались не зря.
Спасибо!