Hellride Образовательный: Устройство MTB вилок. Пружина
11 Августа 2017
Для того чтобы вилка сопротивлялась удару, в ней должна быть пружина. О ней-то и говорим в этой статье.
Пружины в вилках бывают металлические и воздушные.
Металлическая пружина — это витая металлическая пружина (спасибо, кэп), изготавливаемая из стали, реже титана. Далее речь пойдет о стали, так как титан встречается куда реже. Весит сталь много, стоит немного. Встречается там где нужно сэкономить деньги и/или вес не так важен: на прогулочных велосипедах, байках для даунхилла, фрирайда, недорогих дертовых комплитах и т.д. Однако, большинство топовых райдеров выбирает воздух.
В зависимости от веса и стиля катания, одному райдеру нужна вилка помягче, другому пожестче. Если вы купили вилку с металлической пружиной, не факт, что она сразу подойдет вам по жесткости. Чтобы ощутимо изменить жесткость такой вилки, нужно заменить пружину на более жесткую/мягкую.
На большинстве вилок с металлической пружиной есть настройка преднагрузки. Обычно, это крутилка сверху. Если повернуть ее по часовой, можно немного сжать пружину. Это сделает вилку чуть жестче в начале хода. На практике эта регулировка дает не многое и разницу в катании новички вряд ли почувствуют.
К плюсам металлической пружины можно отнести следующее:
•Обычно, низкая цена.
•Работа практически не зависит от температуры окружающей среды.
•Легкое страгивание пружины в начале хода (в воздушных вилках достигается негативной пружиной с переменным успехом).
Минусы такие:
•Больший вес.
•Чтобы изменить жесткость, нужно менять пружину.
У вилок с воздушной пружиной роль пружины выполняет закрытая камера с воздухом (снова передаем привет капитану). Вилки с воздушной пружиной в простонародье называют воздушными. Конструктивно сложнее, поэтому стоят обычно дороже.
Применяются во всех известных дисциплинах. В особенности там, где вес играет важную роль: кросскантри, дерт, памп и т.д.
Для снижения усилия страгивания (оно у воздушных вилок по умолчанию больше) в вилку может быть установлена не только позитивная, но и негативная пружины:
•Позитивная разжимает вилку, удерживает вес велосипеда и райдера, сопротивляется ударам.
•Негативная противодействует позитивной. Обеспечивает нулевое страгивание, то есть помогает легче прожимать вилку в начале хода. Это нужно чтобы вилка лучше обрабатывала мелкие неровности трассы. Влияние негативной пружины на жесткость уменьшается по мере прожатия вилки.
* Как правило, если в воздушной вилке присутствует только позитивная пружина, мелкие неровности вилка обрабатывает плохо и работает "на удар".
Негативные пружины бывают 3 видов:
•Металлическая витая пружина — дешевая и простая, со всеми вытекающими (см.металлическая пружина). Часто играет роль бампера при резком разжатии вилки.
•Воздушная негативная пружина, объединенная с позитивной (solo-air) — накачивается одновременно с позитивной, через один клапан. Имеет наибольшее распространение.
•Воздушная негативная пружина с независимой накачкой (dual-air) — накачивается через отдельный клапан, дает еще одну степень свободы в регулировке вилки. Играя с давлениями в позитивной и негативной камерах, можно изменять характеристики нелинейности работы вилки. Встречаются реже чем solo-air.
Плюсы воздушных вилок:
•Малый вес.
•Больший диапазон регулировок.
•Жесткость настраивается с помощью насоса.
Минусы:
•Большая, по сравнению с витыми пружинами, стоимость.
•Чувствительны к температуре — при падении температуры, падает и давление, а вместе с ним жесткость.
Общий совет по выбору типа пружины таков:
Если вес играет роль, нужна возможность быстрой и точной подгонки жёсткости и хватает денег на воздух — берите воздух.
Если хочется сэкономить, вес не парит, нужна надежность и притрагиваться к насосу высокого давления желания нет — берите металл.
Разумеется, существуют исключения из правил.
Металлическая пружина — это витая металлическая пружина (спасибо, кэп), изготавливаемая из стали, реже титана. Далее речь пойдет о стали, так как титан встречается куда реже. Весит сталь много, стоит немного. Встречается там где нужно сэкономить деньги и/или вес не так важен: на прогулочных велосипедах, байках для даунхилла, фрирайда, недорогих дертовых комплитах и т.д. Однако, большинство топовых райдеров выбирает воздух.
В зависимости от веса и стиля катания, одному райдеру нужна вилка помягче, другому пожестче. Если вы купили вилку с металлической пружиной, не факт, что она сразу подойдет вам по жесткости. Чтобы ощутимо изменить жесткость такой вилки, нужно заменить пружину на более жесткую/мягкую.
На большинстве вилок с металлической пружиной есть настройка преднагрузки. Обычно, это крутилка сверху. Если повернуть ее по часовой, можно немного сжать пружину. Это сделает вилку чуть жестче в начале хода. На практике эта регулировка дает не многое и разницу в катании новички вряд ли почувствуют.
К плюсам металлической пружины можно отнести следующее:
•Обычно, низкая цена.
•Работа практически не зависит от температуры окружающей среды.
•Легкое страгивание пружины в начале хода (в воздушных вилках достигается негативной пружиной с переменным успехом).
Минусы такие:
•Больший вес.
•Чтобы изменить жесткость, нужно менять пружину.
У вилок с воздушной пружиной роль пружины выполняет закрытая камера с воздухом (снова передаем привет капитану). Вилки с воздушной пружиной в простонародье называют воздушными. Конструктивно сложнее, поэтому стоят обычно дороже.
Применяются во всех известных дисциплинах. В особенности там, где вес играет важную роль: кросскантри, дерт, памп и т.д.
Для снижения усилия страгивания (оно у воздушных вилок по умолчанию больше) в вилку может быть установлена не только позитивная, но и негативная пружины:
•Позитивная разжимает вилку, удерживает вес велосипеда и райдера, сопротивляется ударам.
•Негативная противодействует позитивной. Обеспечивает нулевое страгивание, то есть помогает легче прожимать вилку в начале хода. Это нужно чтобы вилка лучше обрабатывала мелкие неровности трассы. Влияние негативной пружины на жесткость уменьшается по мере прожатия вилки.
* Как правило, если в воздушной вилке присутствует только позитивная пружина, мелкие неровности вилка обрабатывает плохо и работает "на удар".
Негативные пружины бывают 3 видов:
•Металлическая витая пружина — дешевая и простая, со всеми вытекающими (см.металлическая пружина). Часто играет роль бампера при резком разжатии вилки.
•Воздушная негативная пружина, объединенная с позитивной (solo-air) — накачивается одновременно с позитивной, через один клапан. Имеет наибольшее распространение.
•Воздушная негативная пружина с независимой накачкой (dual-air) — накачивается через отдельный клапан, дает еще одну степень свободы в регулировке вилки. Играя с давлениями в позитивной и негативной камерах, можно изменять характеристики нелинейности работы вилки. Встречаются реже чем solo-air.
Плюсы воздушных вилок:
•Малый вес.
•Больший диапазон регулировок.
•Жесткость настраивается с помощью насоса.
Минусы:
•Большая, по сравнению с витыми пружинами, стоимость.
•Чувствительны к температуре — при падении температуры, падает и давление, а вместе с ним жесткость.
Общий совет по выбору типа пружины таков:
Если вес играет роль, нужна возможность быстрой и точной подгонки жёсткости и хватает денег на воздух — берите воздух.
Если хочется сэкономить, вес не парит, нужна надежность и притрагиваться к насосу высокого давления желания нет — берите металл.
Разумеется, существуют исключения из правил.